Sign up

Profile photo

* - field required

National tourism portal
ENG
Map of Russia

Sign in


Sign up Forgot password?
A Walk around the Kremlin

The main attractions of the historic area of the city and the best views of the Kremlin.

  • 6 KM
  • 2 H.

A walk around the Moscow Kremlin walls is very popular not only with tourists, but also with local citizens. All major attractions of the historic area of the city and the best views of the Kremlin can be observed within a few hours of walking at a leisurely pace.

At the entrance to Red Square, one can clearly see a memorial sign mounted in the pavement, «Kilometer Zero of Russian Federation roads.»

This memorial sign was installed in 1996 based on a design by sculptor A.I. Rukavishnikov, seemingly to confirm that Mayakovsky was right in saying that «Earth begins, as we know, from the Kremlin!» And although this monument is relatively new, it already has its own tradition: you stand in the center of the circle and throw a coin over your left shoulder and make a wish. This sort of tourist «sacrifice» is popular all over the globe — people throw coins in fountains, on monument pedestals, or simply into the sea.

Today, many tourists crowd here trying to hit it with a coin and make their cherished dreams come true; in the past, common Moscow citizens used to gather here to listen to the tsar's decrees. For this was the Lobnoye mesto («Forehead Place») — a site on Red Square once used for public declarations. It was also used to display holy relics so that anyone could worship them. Thus the popular belief that the Lobnoye Mesto was used for executions is mistaken.

The State Historical Museum has around 22,000 exhibits in an area of 4,000 sq.m. To see the entire museum, one has to take more than 4,000 steps, which amounts to approximately 3 kilometers. If you observe each exhibit for one minute, you will spend 360 hours there.

In 2006, the Historical Museum completed its work on its permanent collection. 39 rooms on two floors present the history of Russia from the earliest times to the early 20th century. The museum has undergone a large-scale renovation. It presents restored historical interiors, but at the same time meets all modern requirements. For example, it is equipped with an elevator for disabled persons and offers wheelchairs.

The rooms offer informational materials which help the museum guests better understand the historical events presented here in the exhibits. In addition to this, the exhibits also have many screens and monitors for information support. They show items which are not presented or details which cannot be seen by visitors.

The chapel of the Iverskaya Icon of the Mother of God was built c. 1669 in order to protect the copy of the legendary icon brought to Moscow and those coming to offer prayers. In fact, originally it was a wooden canopy bat the Neglinenskiye Gate to the Kitai-gorod district. The gate itself was rebuilt and renamed Resurrection Gate, and the chapel has also changed its appearance many times. In 1929 it was demolished, and so was the gate in 1931. They were restored in 1994–1995.⁠

Moscow

Red Square

  •  

    Share:

Tourists usually start their visit to Red Square from the side of Okhotny Ryad (the Hunters» Row). But let's not rush: before you enter, take a look around. Facing the square, on the right side you see an equestrian monument to marshal G.K. Zhukov installed in 1995 on the occasion of the 50th anniversary of the victory in the Great Patriotic War (sculptor V.M. Klykov) and a very beautiful building with pinnacles at the corners. This is the State Historical Museum, and the branch on the left was once the Lenin Museum. Here one also clearly sees the memorial sign of Kilometer Zero of Russian Federation Roads mounted into the pavement.

The Resurrection Gate is the entrance to Red Square. Its is also called the Iverskaya Gate, based on the Iverskaya Icon of the Mother of God chapel located inside the gate. The chapel is a functioning Orthodox church open to the public. The gate is the recently reconstructed version of the one built in the late 16th century and destroyed in 1931. One may well ask: a gate is usually built to have a passage through a wall, so why is there one here? This is true, and there once was a wall, but it is lost almost completely. Here we are speaking of the wall of Kitai-Gorod — a district which frames the Kremlin from Arsenalnaya to Beklemishevskaya (Moskvoretskaya) towers. Red Square is actually a part of Kitai-Gorod.

Let's walk around it clockwise. On the left, you will see a blue building — this is the former Mint, and next to it is the Kazan Cathedral. Its style is very traditional for Russian architecture, and its fate is the same as that of a great many Russian churches: built in 1612 on the occasion of Moscow's liberation from the Poles, it was destroyed in the Soviet era and restored on the same site in 1993.

Next to it is a street branching off the square to the left. This is Nikolskaya street — one of three famous streets of Kitai-Gorod. It has several entrances to GUM (state department store). There is a historical explanation of why the main store is located here rather than elsewhere. This place has held a market since the 15th century.

Another symbol of Moscow is the Monument to Minin and Pozharsky (by sculptor I. Martos). Next, there is one of the most important sights in the country — Saint Basil's Cathedral.

This is followed by the Vasilievsky Slope. Passing here, the tourist finds himself standing at the crossroads, just like legendary heroes of Russian fairy tales: straight ahead, there is the Bolshoy Moskvoretsky Bridge which leads to Balchug historical area and then to Zamoskvorechie district; to the right, there is the Kremlin Embankment, which leads to the Cathedral of Christ the Saviour; to the left and a bit behind, there is Kitai-Gorod.

But usually, the tour does not finish here, because all tourists want to see the Kremlin towers, which form part of Red Square, with the most famous of them being Spasskaya (Savior) tower. Nowadays, with Red Square being a pedestrian area, its gate is closed, but it once served as the entrance to the Kremlin for kings and ambassadors of other countries. Next, along the path, one finds Lenin.

GUM's location has been destined to be a marketplace since the 17th century, when not only its current name and facilities, but even the first buildings giving rise to the official trade history of the place, did not exist.

The market called Verkhniye Torgovyie Ryady (Upper Merchants» Rows) was transformed into an organized and roofed enterprise only in 1815, and only at the end of that century (in 1893) did obtained a shape relatively similar to the present-day GUM thanks to the skill of architect Alexander Pomerantsev and engineer Vladimir Shukhov. The building was renovated and restored, and eventually became a symbol of the city and survived the monarchy and Soviet power, and it still delights buyers, having lost its state-supported status but retained its nationwide universal nature in practice.

GUM manages, despite the spirit of the times and prices for real estate in the capital downtown (not just anywhere, but Red Square), to remain a shopping mall for the middle class. But it is not without its luxuries. The three floors of the main department store are divided by price and type of goods. Naturally, due to their significance, its first floor is occupied with single-brand luxury stores of prestigious European companies But going higher, one can buy shoes at average prices and fill one's shoppign basket in mass-market stores. A pharmacy, small and large music and designer goods stores, and food services can be found on the 3rd floor.

The enormous number of tourists in GUM does not surprise anyone. GUM was destined to demonstrate, if not the achievements of the national economy, then at least the national style, character, and spirit. Meeting each other in the center of the hall, at the fountain of the same age as Verkhniye Torgovyie Ryady, has become a permanent tradition.

Moscow

GUM Ice Rink

  •  

    Share:

An open ice skating rink on Red Square has an area of 3,000 sq.m. Its holds 500 people per session.

There are heated dressing rooms and skate rental and sharpening. There is also a bar where one can warm up and have a bite to eat, in addition to the multiple stores and bars inside GUM.

The rink is open every day from November to March.

Moscow

St. Basil's Cathedral

  •  

    Share:

St. Basil's Cathedral is not only the major cathedral on Red Square, but also a symbol of Russia. It was built in 1555-1561 under a decree of Ivan the Terrible on the occasion of the conquest of the Kazan khanate. The Kazan assault started on October 1, 1552, on the day of the Intercession of the Holy Virgin, so the «official» name of the cathedral is the Cathedral of the Intercession of the Most Holy Theotokos on the Moat.

It is a symmetrical ensemble of eight churches that surround the central church with a hip roof. Each of the eight churches was named after a saint whose day coincided with a particular significant event in Ivan the Terrible's Kazan campaign. The central church was consecrated in celebration of the Intercession of the Holy Virgin and named after this act. The churches are topped by ornate onion-shaped domes. In total, there are nine iconostases in the cathedral, which contain nearly 400 icons from the 16th to 19th centuries. The walls are decorated with frescoes. One can also admire portrait and landscape painting and various church ornamentations. One of the most valuable exhibits is the chalice of the 17th century which once belonged to Tsar Alexey Mikhaylovich Romanov.

Many legends are associated with the cathedral. Originally, there was a white-stone church with the remains of the Holy Fool Basil the Blessed, a revered Moscow saint. Supposedly, he collected money to build the future cathedral, brought the money to Red Square, and threw over his right shoulder. These coins stayed on the ground untouched until the holy fool gave them to Ivan the Terrible before his death for him to build the cathedral.

The chronicle names one Barma and Postnik Yakovlev as the architects. However, it is theorized that in fact, there was only one architect, Ivan Yakovlevich Barma, nicknamed «Postnik» («Faster») because he always strictly kept religious fasts. A famous legend says that upon completion of the cathedral, Ivan the Terrible ordered the masters to be blinded so they could not repeat the masterpiece. But most likely this it is a myth, because Postnik's name was further mentioned in chronicles in connection with the creation of other wonderful monuments of architecture.

This is the largest bridge over the Moscow River. It is located in downtown Moscow, near the Resurrection Gate, and connects the Vasilievsky Slope and Varvarka street.

The bridge is reinforced, 554 meters long and divided into pedestrian and vehicle lanes. It was commissioned in 1938.

In 1987, German amateur pilot Matias Rust landed his single-engine aircraft on this very bridge.

The Kremlin embankment and the facing Sophia embankment provide the most impressive view of the Kremlin. Here, tourists can make beautiful photos at any time and in any kind of weather; nothing can spoil this view.

A standard walk is from Tretyakovskaya metro station to the Tretyakov Gallery and then, through Bolotnaya Square to the Sophia Embankment, and further to the Kremlin walls across the Bolshoy Kamenny (Greater Stone) Bridge.

Bolshoy Kamenny Bridge connects Bolotny Island with the surroundings of Borovitskaya Tower of the Kremlin and was opened in 1938. This was previously the location of the Vsekhsvyatsky Bridge (under which various criminals used to arrange their meetings), and then Kamenny Bridge, the high cost of which became proverbial.

The bridge roadway is separated from the sidewalk by railings with spike sheaf ornaments. Both sides of the bridge provide a wonderful view of the Kremlin, the Cathedral of Christ the Saviour, and other sights of downtown Moscow.

On occasions with festive fireworks, the bridge becomes a viewing point from which citizens can admire the show.

Many can feel the gloomy aura of this legendary house, which is related to the place it was built on. There once was a swamp where state prisoners were executed, and also a path for convicts to transfer to their place of detention. In the 16th century, the present location of the house was considered a godforsaken place.

The huge 12-story house on Serafimovich Street (with an area of about 3 ha) took its name from Yury Trifonov, a writer who had lived here. Officially, the building was called the Government House. It was built in 1931 especially for elite party members of the time, based on a design by the architect Boris Iofan. Among the residents of the house were famous scientists, writers, and cultural figures, civil war heroes and heroes of labor.

Examples include Valerian Kuybyshev (one of the first), Zhukov and Tukhachevsky, and even Stalin's daughter Svetlana Alliluyeva who lived in apt. 37. Udarnik cinema, the biggest Moscow movie hall at the time, was then opened here, along with a gym, general store, and a social club (afterwards, the Variety Theater).

Originally, this was a hotel-type building: residents moved into furnished apartments equipped with everything, including kitchenware and bed linens. The ground floor included a dining room (the reason why kitchens in apartments were so strangely small) and a laundry. The ceilings were covered with artistic painting, and the floors with oak parquet. All objects had inventory numbers, so when moving into the apartments, residents had to sign for receipt of furniture and kitchenware.

The house on the embankment became not only the symbol of luxury and power. Of the 2,000 residents of the house 700 were purged during the period of the Great Terror in the 1930s. Through the efforts of residents, a museum of victims of the Stalinist purges was founded in the house.

Moscow

Patriarch's Bridge

  •  

    Share:

Patriarch's Bridge is a foot bridge opened in 2004. It is located opposite the Cathedral of Christ the Saviour crossing the Moscow River and connecting Prechistenskaya and Bersenevskaya embankments, after which its substructure goes through Bolotny island and crosses the Drainage Channel ending on Yakimanskaya embankment.

The bridge was built based on the design of architect M. Posokhin, artist Zurab Zereteli, and engineers A. Kolchin and O. Chereminsky. It is notable for the unusual truss structure of the load-bearing span.

Generally, the construction has a traditional 19th-century bridge architecture. The bridge floor has light fixtures which create unique lightning.

It became a popular place among couples and newlyweds immediately after its opening. This bridge initiated a new Moscow tradition, as people hang love locks on the railing: big padlocks or small elegant locks, with or without names.

The Cathedral of the Moscow diocese, and the Russian Orthodox Church. The decision to build it «in commemoration of our gratitude to Divine Providence for saving Russia from threatening to it death» was adopted by Emperor Alexander I in 1812. The temple was laid in1839 on the site of Alexis nunnery. In 1883, it was regarded as the highest building in Moscow and the biggest church in Russia.

In 1931 the cathedral was blown up by order of Stalin. It was rebuilt only by the 2000 year. Shrines of the Temple: the revered icon of Smolensk Mother of God, the icon “the Saviour Almighty”, the Icon of St. Nicholas, written at Bari, the relics of Apostle Andrei Pervozvannyi the relics of Apostle Jacob.

The Pushkin State Museum of Fine Arts was opened in 1912, and remains one of the most popular Russian museums. Its annual attendance amounts to 1 million people. The permanent collection presented in the museum complex demonstrates artworks of various countries and epochs, from the earliest times to the present days, and temporary exhibitions are always successful as well.

The Pushkin State Museum of Fine Arts was founded on August 17 (29), 1898. On this day, the foundation of the new, publicly sponsored Alexander III Museum of Fine Arts was laid near the Cathedral of Christ the Saviour on Volkhonka Street.

14 years later, in May 1912, the museum was opened to the strains of a solemn cantata written specially for this occasion. The museum's construction was finally completed in the late 1920s and 1930s, when a picture gallery was built due to reallocation of museum funds. It gathered together works of foreign artists previously exhibited in the Rumyantsev Museum and the collections of S.M. Tretyakov, Yusupov, the Shuvalov family, G.A. Brokar, and D.I. Shchukin, among other collectors.

Items supplied by the State Hermitage Museum were of fundamental importance in creating this gallery. Among them were paintings by Boticelli, Rembrandt, van Dyck, Rubens, Poussin, Muriglio and Canaletto. In 1932, the Museum of Fine Arts was renamed the Museum of Visual Arts, and in 1937 the name of Pushkin was added.

The gallery's appearance took on its final form in 1948 upon the arrival of artworks from the former Moscow Museum of New Western Art. These included works by Manet, Monet, Renoir, Degas, Pissaro, Sisley, Cézanne, van Gogh, Gauguin, Matisse, Marquet, Rouault, Picasso, etc. bought at various times by the Russian collectors S.I. Shchukin and I.A. Morozov. Within the gallery, a considerable collection of original Western European sculpture and applied art was developed.

Moscow

Alexandra Garden

  •  

    Share:

The garden consists of three parts: The Upper Garden starts from Revolution Square and ends with the Troitsky bridge; the Middle Garden spreads from the bridge to the Kremlin Borovitskaya Tower; the Lower Garden is located further on, ending with the Kremlin embankment.

The garden is full of monuments of architecture, the most important of which is the Kremlin wall. It starts from the Uglovaya Arsenalnaya (Corner Arsenal) tower located near the garden cast iron gate (architect E. Paskal); further, there is the Srednaya Arsenalnaya (Middle Arsenal) tower with the «Ruins» grotto underneath; next, there are the Troitskaya and Kutafya towers connected by the Troitsky bridge, and Komendantskaya (Commandant), Oruzheynaya (Armory), and Borovitskaya towers.

In 1914, a sculpture in celebration of 300th anniversary of the Romanov family's reign was installed in the garden; in 1918, the names of the reigning dynasty members were replaced with names of revolutionaries.

In 1967, the Monument to the Unknown Soldier with an eternal flame and a monument to hero-cities was opened here.

The Neglinnaya River

  •  

    Share:

In the early 19th century, the Neglinnaya River (Neglinka) was hidden in a pipe, but now it has been brought to the surface in the area between Manezh Square and the Alexander Garden. This Neglinka is a symbolic one, because the river bed was changed, and the water is piped in. The real Neglinnaya River is a muddy stream still flowing in a drainage canal.



:( Oops. We determined that there are untranslated content. Can use the automatic translation.

Регистрация

Фото профиля

* - поля, обязательные для заполнения

Национальный туристический портал
RUS
Карта России

Авторизация


Зарегистрироваться Забыли пароль?
Пешком вокруг Кремля

Основные достопримечательности исторической части города и лучшие панорамные виды на Кремль.

  • 6 КМ
  • 2 Ч.
  • 5
  •  

    Поделиться:

Прогулка вокруг стен Московского Кремля — одна из самых популярных не только у гостей города, но и у самих москвичей. Все основные достопримечательности исторической части города и лучшие панорамные виды на Кремль можно увидеть за пару часов неспешной ходьбы.

Перед входом на Красную площадь несложно заметить вмонтированный в мостовую памятный знак «Нулевой километр автодорог Российской федерации».

Этот памятный знак был установлен здесь в 1996 году по проекту скульптора А.И. Рукавишникова, видимо, чтобы каждый мог убедиться в справедливости слов В. Маяковского «Начинается Земля, как известно, от Кремля!». И хотя этот памятник довольно новый для него уже существует своя примета: надо встать в центр круга, бросить через левое плечо монетку и загадать желание. Такое своеобразное туристическое «жертвоприношение» распространено во всем мире — деньги бросают в фонтаны, на постаменты памятников, просто в море. 

Здесь частно можно встретить туристов, пытающихся попасть на него монеткой, чтобы исполнилось заветное желание, а раньше здесь собирались обычные москвичи, чтобы выслушать царские указы. Ведь это — Лобное место — своего рода трибуна прошлых веков. Ее использовали так же для возложения мощей святых, которым приходили поклониться желающие. Поэтому расхожее мнение, что Лобное место использовалось для казней — ошибка.

В Государственном историческом музее на площади в 4 тысячи квадратных метров представлено около 22 тысяч предметов. Чтобы обойти экспозицию музея, необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 километров. Если на каждый экспонат потратить для осмотра около минуты, то потребуется 360 часов.

В 2006 году Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Музей прошел масштабную реконструкцию. В нем восстановлены исторические интерьеры, но в то же время он соответствует всем требованиям наших дней. Например, оборудован лифтом для инвалидов, имеет в наличии коляски.

Для того, чтобы гостям музея были понятны исторические события, которые представлены через предметы, в залах размещены информационные материалы. Кроме бумажного информационного сопровождения, в экспозиции представлено большое число экранов, мониторов. Они демонстрируют предметы, которые не вошли в экспозицию или то, что не может увидеть посетитель.

Часовня Иверской иконы Божией Матери была построена приблизительно в 1669 году специально для защиты от непогоды привезенного в Москву списка с этой легендарной иконы и молящихся людей. Вернее первоначально это был деревянный навес при Неглиненских воротах Китай-города. Сами ворота в 1680 году были перестроены и получили название Воскресенских, неоднократно меняла свой облик и часовня. В 1929 году она была снесена, а в 1931 эта печальная участь постигла и ворота. Восстановлены в 1994-1995 годах. 

Москва

Красная площадь

  •  

    Поделиться:

Обычно туристы начинают знакомство с Красной площадью, заходя со стороны Охотного ряда. Но не будем торопиться: прежде чем войти, надо осмотреться. Если стоять лицом к площади, то по правой стороне располагается установленный в 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне конный памятник маршалу Г.К. Жукову работы скульптора В.М. Клыкова и очень красивое здание с четырьмя высокими острыми башнями по углам. Это Государственный Исторический музей, а слева — его филиал, некогда являвшийся музеем Ленина. Несложно заметить и вмонтированный в мостовую памятный знак «Нулевой километр автодорог Российской федерации». 

Войти на Красную площадь можно через Воскресенские ворота. Второе их название — Иверские по расположенной в них часовне Иверской иконы Божьей Матери. Часовня является действующим православным храмом и открыта для посетителей. Ворота — недавняя реконструкция тех, которые были построены в конце XVI века и разрушены 1931 году. Сразу может возникнуть вопрос: зачем здесь ворота, ведь обычно они строятся для прохода в стене? Так и есть, просто стена практически не сохранилась. Речь идет о стене Китай-города — района, обрамлявшего Кремль от Арсенальной до Беклемишевской (Москворецкой) башни. Частью Китай-города является и Красная площадь.

Обойдем ее вокруг по часовой стрелке. Сразу слева видно голубое здание — это бывший Монетный двор, следом — Казанский собор. Его стиль, довольно традиционный для русской архитектуры, как и его судьба, повторяется огромным количеством российских храмов: построенный в 1612 году в честь освобождения Москвы от поляков, в советское время он был разрушен, но вновь появился на прежнем месте в 1993 году. 

Следом видна улица, ответвляющаяся от площади влево. Это Никольская — одна из трех знаменитых улиц Китай-города. С нее есть несколько входов в ГУМ. Почему главный магазин находится именно здесь, тоже объясняется историей. Ведь рынок на этом месте располагался с XV века. 

Еще один символ Москвы — памятник гражданину Минину и князю Пожарскому скульптора И. Мартоса. Далее можно увидеть одну из самых основных достопримечательностей страны — это собор Василия Блаженного.

Следом за собором расположен Васильевский спуск. Пройдя по нему, турист, как богатырь в русской сказке, окажется перед выбором: пойти прямо на Москворецкий мост, ведущий на Балчуг и потом прямиком в Замоскворечье, направо — на Кремлевскую набережную, а по ней к храму Христа Спасителя, или налево и чуть назад — в Китай-город.

Но обычно экскурсия на этом месте не заканчивается, поскольку всем хочется осмотреть башни Кремля, выходящие на Красную площадь, ведь именно здесь находится самая знаменитая из них — Спасская. Это сейчас, когда Красная площадь — пешеходная зона, ее ворота закрыты, а раньше через них в Кремль въезжали цари и посланники других государств. Далее по ходу движения расположен Мавзолей В.И. Ленина. 

Москва

ГУМ

  •  

    Поделиться:

Месту, на котором стоит ГУМ, суждено было стать торговым уже с XVII века, когда еще не было не то что нынешнего названия и помещений, а даже прародительских зданий, с которых и пошла официальная потребительская история места. 

Торговля, называемая «Верхние торговые ряды», переросла в организованное и крытое крышей предприятие только в 1815 году, а относительно похожие на нынешний ГУМ очертания приобрела с легкой руки архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова лишь к концу века, в 1893 году. Здание перестраивалось, реставрировалось и в итоге пережило в качестве символа города и царскую власть, и власть советов, и по сей день продолжает радовать покупателей, уже утратив государственный статус, но сохранив государственную универсальность по факту. 

ГУМу удается, несмотря на веяния времени и цены на недвижимость в центре столицы (в данном случае не где-нибудь, а на Красной площади), оставаться универмагом для среднего класса. Не без элитных уголков, но все же. Три этажа главного универсального магазина разделены как по ценам, так и виду товаров. Первый в порядке ощущения собственной значимости занимают, естественно, монобрендовые бутики престижных европейских марок. Но стоит подняться выше, можно и обувь купить по средней цене и масс-маркетом потребительскую корзину доверху наполнить. Аптеку, мелко- и крупномасштабные музыкальные и дизайнерские товары, заведения общепита можно найти на третьем этаже.

Огромное количество туристов в ГУМе никого не удивляет. Ведь ГУМ — он на то и ГУМ, чтобы демонстрировать, если не достижения народного хозяйства, то хотя бы народный блеск, колорит и размах, а уж встреча в центре зала у ровесника «Верхних торговых рядов» — фонтана, и вовсе намертво вошла в фольклор.

Москва

ГУМ-каток

  •  

    Поделиться:

Открытый каток на Красной площади имеет площадь 3 тысячи квадратных метров. Вместительность катка — 500 человек за сеанс.

На катке имеются теплые раздевалки, прокат и заточка коньков. Тут же есть кафе, где можно согреться и быстро перекусить, не говоря уже о многочисленных магазинах и кафе в ГУМе.

Каток работает ежедневно с ноября по март.

Москва

Собор Василия Блаженного

  •  

    Поделиться:

Собор Василия Блаженного — не только главный храм Красной площади, но и символ всей России. Он построен в 1555–1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, поэтому «официальное» название храма — храм Покрова Божией Матери.

Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное значимое событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная — посвящена празднику Покрова Божией Матери, давшему название всему храму. Церкви увенчаны нарядными куполами-луковками. Всего в соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI–XIX веков. Стены собора украшены фресками. Также там можно полюбоваться портретной и пейзажной живописью, церковной утварью. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

С собором связано множество легенд. Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм, где был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Якобы он сам собирал деньги на будущий собор, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора.

Зодчими, построившими собор, летопись указывает неких Барму и Постника Яковлева. Однако есть теория, что на самом деле существовал один мастер — Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за приверженность строгому посту. Известна легенда, будто увидев чудный храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не повторили больше нигде свой шедевр. Но это, скорее, миф, так как и в дальнейшем имя Постника встречается в летописях в связи с созданием других замечательных архитектурных памятников.

Москва

Большой Москворецкий мост

  •  

    Поделиться:

Это самый большой мост из переброшенных через Москву-реку. Он расположен в центре столицы рядом со Спасскими Воротами и является связующим звеном между Васильевским спуском и улицей Варваркой.

Мост железобетонный, составляет 554 метра в длину, поделен на пешеходную и автомобильную зоны.  Введен в эксплуатацию в 1938 году.

В 1987 году именно на Большой Москворецкий мост на одномоторном самолете приземлился немецкий летчик-любитель Матиас Руст.

С Кремлевской и расположенной на противоположном берегу реки Софийской набережных открывается самый впечатляющий в Москве вид на Кремль. Здесь можно сделать прекрасные фотографии в любое время и в любую погоду — вид невозможно испортить.

Классическая прогулка — от станции метро «Третьяковская» до Третьяковской галереи и далее через Болотную площадь к Софийской набережной, а далее к стенам Кремля через Большой Каменный мост.

Москва

Большой Каменный мост

  •  

    Поделиться:

Большой Каменный мост, соединяющий Болотный остров с окрестностями Боровицкой башни Кремля, был открыт в 1938 году. До него приблизительно на этом месте находился сначала Всехсвятский мост (под которым собирались всевозможные представители криминального мира), а потом Каменный мост, высокая стоимость сооружения которого вошла в поговорку.

Проезжая часть моста отделена от пешеходной перилами с узором в виде снопов колосьев. С обеих сторон моста открывается хороший вид — на Кремль, Храм Христа Спасителя и другие достопримечательности центра Москвы.

В дни праздничных салютов мост превращается в смотровую площадку, с которой горожане наблюдают за фейерверком.

Москва

Дом на набережной

  •  

    Поделиться:

Мрачная аура этого легендарного дома, которую чувствуют многие, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения. В XVI веке место, где ныне возвышается дом, считалось гиблым. 

Огромный 12-этажный дом по улице Серафимовича (площадь — около трех гектаров) получил название от романа жившего тут писателя Юрия Трифонова. Официально здание называлось Домом правительства. Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры.

Одним из первых жителей дома был Валериан Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина. В доме был построен кинотеатр «Ударник», по тем временам — самый большой кинозал Москвы. В доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб (впоследствии Театр Эстрады). 

Первоначально это было здание гостиничного типа: жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду и постельное белье. На первом этаже здания находились столовая (именно поэтому кухни в доме удивительно маленькие) и прачечная. Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу — дубовый паркет. Все предметы в квартирах имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной стал не только символом роскоши и власти. Из 2 тысяч жителей этого дома около 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30-х годах прошлого века. В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. 

Москва

Патриарший мост

  •  

    Поделиться:

Патриарший мост — пешеходный мост, открытый в 2004 году. Расположен он напротив храма Христа Спасителя, пересекая реку Москву и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее стилобатная часть идёт через Болотный остров и пересекает Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной.

Мост сооружен по проекту архитектора М.Посохина, художника Зураба Церетели и инженеров А.Колчина и О.Чемеринского. Отличается необычной ферменной конструкцией несущего пролета.

В целом сооружение стилизовано под традиционную архитектуру мостов XIX века. В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение.

Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюблённых и молодожёнов. Именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление — на его ограде стали появляться «замки любви»: большие амбарные, маленькие и элегантные, с именами или без имён.

Москва

Храм Христа Спасителя

  •  

    Поделиться:

Собор Рождества Христова — крупнейший в Русской Церкви, он рассчитан на 10 тысяч человек. Современное здание построено 1994 -1997 годах на месте храма, снесенного в 1937 году. Прежний храм был возведен в честь победы над наполеоновским войском и строился почти 44 года. Сейчас Храм Христа Спасителя является кафедральным собором митрополита Московского, в нем проводятся главные праздничные службы.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви. Решение о его строительстве «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 г. Храм заложили в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря. В 1883 г. он стал считаться самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России. В 1931 г. собор взорвали по приказу Сталина. Заново отстроили его только к 2000 г. Святыни храма: Чтимая Смоленская икона Божией Матери, Икона «"Спас Нерукотворный"», Икона свт. Николая, писанная в Барии, Частица мощей апостола Андрея Первозванного, Частица мощей апостола Иакова.

Открытый в 1912 году Музей изящных искусств, а ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина является одним из самых популярных российских музеев. Его ежегодная посещаемость составляет около 1 миллиона человек. Постоянная экспозиция, представленная в музейном комплексе зданий, знакомит посетителей с художественными произведениями разных стран и эпох — с древности до наших дней, а временные выставки проходят с неизменным успехом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина основан 17 (29) августа 1898 года. В этот день в Москве близ храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства Музея изящных искусств имени императора Александра III.

Спустя 14 лет, в мае 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. Окончательно музей сформировался во второй половине 1920–1930-х годов, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний С.М. Третьякова, Юсупова, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина и других коллекционеров.

Решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда «пришли» в Москву работы Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. 

Облик картинной галереи музея окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась произведениями художников из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими собирателями С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. В рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Москва

Александровский сад

  •  

    Поделиться:

Сад состоит из трех частей: Верхний сад начинается от площади Революции и заканчивается Троицким мостом, Средний тянется от моста до Боровицкой башни Кремля, а далее, до Кремлевской набережной, расположен Нижний сад. 

Сад полон памятников архитектуры, главный из которых — сама Кремлевская стена. Начинается она Угловой Арсенальной башней, рядом с которой находятся чугунные ворота сада (архитектор — Е. Паскаль), далее идет Средняя Арсенальная башня с расположенным под ней гротом «Руины», а затем следуют Троицкая и Кутафья башни, соединенные Троицким мостом, Комендантская, Оружейная и Боровицкая башни.

В 1914 году в саду была установлена скульптура в честь 300-летия царствования Дома Романовых, на которой в 1918 году вместо имен царствующих особ выгравировали имена революционных деятелей.

В 1967 году открыт мемориал «Могила Неизвестного солдата», включающий Вечный огонь и памятник городам-героям.

Река Неглинная

  •  

    Поделиться:

В начале XIX века Неглинку спрятали в трубу, а уже в наши дни в промежутке между Манежной площадью и Александровским садом вывели ее наружу. Это символическая Неглинка — русло изменено, вода из водопровода. Настоящая Неглинная представляет собой грязный поток, по-прежнему заключенный в коллектор.